Пресса

01 Октября 2006

На грани дизайна

 На грани дизайна

 
С. Заварихин, архитектор
(сокращенная версия )
 
Дизайн и архитектура никогда не были враждебны друг другу, но как более мобильный вид художественно-проектировочной деятельности дизайн с самого начала играл роль предшественника и своеобразного испытательного полигона архитектурного функционализма, включая его романтическую версию. Законное и «неизбежное» дитя индустриальной эпохи, дизайнерское проектирование, расширяя сферу своего влияния, до сих пор отрабатывает, развивает такие перспективные для архитектурного формообразования качества, как сборность, модульность, бездекорность, функциональная вариабельность, ориентация на эффективные материалы, машиностроительные технологии, локальные чистые цвета, минимальные допуски, сухой монтаж. Модернизм в свое время развернул зодчество в сторону крупномасштабного пространственного дизайна, и в этом не было большого насилия над естественным ходом вещей, что подтвердила история градостроительства второй половины XX века с его уникальным феноменом - индустриальным домостроением.
 
Уже давно сформировалась обширная типологическая группа архитектурных объектов, созданных по законам дизайна и ставших полноценными привычными компонентами городских пространств. Торговые киоски, павильоны, остановки, блоки обслуживания все активнее участвуют в становлении новой эстетики уличного ландшафта. Эта мобильная дизайн-архитектура требует от своих создателей особой дисциплины творчества, органичного сочетания инженерного чутья с искусством выразительной пространственной композиции. Не каждому зодчему доступно такое, здесь необходима и природная склонность к «эмоциональной логичности». Можно сказать, что такого рода способности необходимы каждому архитектору, но в реальности этого не наблюдается. На практике тех, кто создает архитектуру «на грани дизайна», чрезвычайно мало. В Санкт-Петербурге, например, так работает Павел Лошаков.
 
Лошаков Павел Игоревич. Родился в Киеве, в семье архитектора. В 1981 году окончил с отличием архитектурный факультет ЛИСИ. До 1991 года работал в ЛенЗНИИЭП (архитектор, аспирант, научный сотрудник), затем (до 1995 года) руководил мастерской института «Торгпроект». С 1995 года - доцент кафедры градостроительства СПбГАСУ, с 1997 года - главный архитектор ООО «Экостройпроект». Кандидатскую диссертацию на тему «Принципы формирования архитектуры пульсирующих объектов» защитил в 1989 году.
 
Его величество модуль. «Творческая ниша», судя по всему, была уготована будущему мастеру изначально: невозможно вырасти в семье архитектора, окончить физико-математическую школу и архитектурный факультет ЛИСИ, работать в институте экспериментального проектирования, защитить диссертацию по архитектуре «пульсирующих объектов» и не прийти после этого к своему, особенному творческому методу. Оригинальный архитектурно-дизайнерский подход проявился у Павла Лошакова уже на четвертый год самостоятельной работы: в конкурсном проекте физкультурно-развлекательного центра, где сложная многовекторная задача решалась на основе крупноразмерной (40 x 40 метров) модульной сетки. Прием, казалось, гарантировал появление в районе новостроек, и без того однообразном, изотропного и к тому же очень крупного объекта - некой арифметической суммы типовых ячеек. Однако этот прием содержал в себе и возможность нейтрализовать механистичность пространственной структуры, так как позволял перекрывать каждую ячейку независимо от других. Молодой автор эффективно использовал эту возможность, предложив установить в сетевых узлах башни и с помощью размещенных там механизмов при необходимости натягивать на тросах утепленные цветные тенты. Общая живописность покрытия создавалась за счет сочетания открытых и закрытых ячеек, а также стеклянных пирамид - большой и малой. Таким образом, громадное сооружение размером 200 x 200 метров должно было представлять собой не застывший распластанный объем, а живое, действительно «пульсирующее» пространство, почти ярмарочное в своей праздничной изменчивости. Шел 1985 год, страна вступала в эпоху перестройки, и такой свежий проект был вполне в духе мажорного романтизма времени. Но и гораздо позже романтизм дизайн-архитектурного творчества не иссяк и помог преодолеть утилитаризм при создании целой серии сооружений на основе модульных систем. 
 
В дизайн-архитектуре, основанной на законах комбинаторики, применяются в основном блок-элементы сочетаемых конфигураций. Вариантов, порой неожиданных, здесь бесконечно много, даже если оперировать такой простой формой, как куб. Возможности этой «единицы» использованы и в модульной контейнерной системе Лошакова, защищенной патентом. Система позволяет быстро собирать временные сооружения различного назначения, разнообразные по планировке. Ее возможности многократно увеличиваются при использовании дополнительных конструктивных элементов - пирамид, сводов, плоских покрытий. При этом благодаря дизайнерскому подходу к формообразованию обеспечивается стилистическая целостность внешнего облика сооружений.
 
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.